Как в Туле ботанический сад хотели сделать
Этот экзотический проект уже из начала 90-х, а не легендарного Генплана 70-х. И он вполне мог бы осуществиться, если бы не более актуальный для города оружейников «Большой шлем» — новый Музей оружия.
Преображение центра Тулы всегда занимало умы местных чиновников. Почитай, что со дня основания города. Понятное дело, что апогея этот процесс достиг во второй половине прошлого века. Оно и понятно — историческая застройка ветшала, а возводить на ее месте что-то новое было затруднительно из-за прокладки новых коммуникаций. Вместе с тем, и Генплан-71 должен был преобразить лик Тулы в стиле последних строительных достижений, да и в целом процесс застройки центра активно шел в 50-60-е годы.
Вместе с тем, до самого конца столетия «белым пятном» на этом фоне была часть набережной на въезде в Зареченский район. Появление памятника Демидову перед комплексом зданий его имени в 1995 году не сильно изменило ситуацию. Достаточно больше пространство на берегу по-прежнему оставалось застроено какими-то полузаброшенными домишками с хоздворами. С этим надо было что-то делать, и буквально в год возведения самого монумента руки известного тульского скульптора Арнольда Чернопятова, прозванного в народе из-за особенностей бронзовой фигуры «Шварценеггером» в недрах Московского государственного института леса родился проект Тульского дендрария. В его концепцию органично вписывался весь существующий Демидовский комплекс и открывалась перспектива вида на Упу.
Официально проект носил название «Демидовский мемориальный ботанический сад в г. Тула».
Клубок ботаников
Итак, чем же предстояло наслаждаться туляками и гостям города, если бы планы воплотились в реальность? На участке площадью чуть больше 0,6 гектаров появился бы не просто сквер, а настоящий цветущий сад. Охватить он должен был часть Оружейного переулка, Демидовской улицы (где и сегодня традиционно паркуются маршрутки направления на Ленинский поселок), тротуар вдоль набережной Дрейера и парадной своей стороной выйти на улицу Октябрьскую. При этом дорожки мемориального Демидовского сада образовывали простую линейную композицию, связывающие памятник со всеми зданиями комплекса — музейным домиком, отдельно стоящей колокольней и церковью.
Сама ландшафтная планировка предполагала использование садовых приемов Демидовымх — на основе результатов историке-архивных исследований. Входная группа со стороны Оружейного переулка была решена в двух уровнях. Верхняя площадка на высоте двух метров включала цветник с закладной доской. Да-да! Даже существовала таковая! Ведь проект на тот момент серьезно рассматривался на уровне областной администрации.
Лестницы и пандусы по разным ее сторонам, по мнению архитекторов, превращали площадку в основную доминанту сада. Расходящиеся дороги образовывали трехлучье и призваны были символизировать три ветви рода Акинфия Демидова, оставившие значительный и наиболее яркий след в садово-парковом искусстве и ботанике. Плюс в структуру сада вносилась соответствующая символика: герб рода Демидовых и вариации на тему «Старый соболь», включаемые в рисунок ограды.
Демидовы-ботаники
А чем же отличились представители рода известного больше своим участием в металлургии и изготовлении оружия в садово-парковом искусстве? Для большинства туляков — это вообще малоизвестная страница истории родного края.
Итак, если вкратце. Любителями природы были сыновья Акинфия Демидова — Григорий и Прокофий. Первый известен как создатель первого в России частного ботанического сада под Соликамском в 1730-х годах. Второй — как основатель Нескучного сада в Москве и роскошных садов на территории своего имения в Туле — его трехэтажный дом-дворец утопал в зелени.
Цветочки-лютики
Но вернемся обратно к мемориальному ботаническому саду. Чем предполагалось его засадить? Какой экзотикой для Тулы? Так, линии-дорожки, по задумкам авторов проекта, должны быть подчеркнуты низкой стриженой живой изгородью из елей и пихт.
О масштабности сада при его скромной в общем-то площади говорит лишь то, что на клумбах предусматривалось порядка 46 тысяч цветов — настоящий рай для работников существовавшего в те времена совхоза «Декоративные культуры» на Зеленстрое. Из цветов хотели даже оформить часы. Непонятно, правда, носили бы они лишь декоративный смысл, или задумывалось что-то наподобие практичных солнечных. Плюс порядка тысячи разнообразных кустов, из которых половина — розы. А еще и деревья, и газонная трава...
Храм Пестум
А это апогей проекта.
Перспектива всего сада должна была замыкаться зданием целой оранжереи под названием «Храм Пестум», по образу и подобию той, что была когда-то выстроена в усадьбе Алмазово под Москвой.
А еще водоем-бассейн площадью более 250 квадратных метров с каскадом и гротом! И тоже в стиле уже существующего. Но на этот раз в столичном «Нескучном саду».
Милитаризм победил ботанику
Воплотись проект в жизнь, сейчас бы мы получили необычный красивый небольшой парк с экзотическими растениями и открывающимся на него восхитительным видом со стороны Зареченского моста. И к гадалке не ходи, место это стало бы излюбленным для организации фотосессий молодоженов. Да и в целом, учитывая в конце 90-х отсутствие сколь-либо доступных рекреационных зон в центре Тулы — Кремлевский сквер не в счет — уголок природно-ландшафтного творчества стал бы достопримечательностью оружейной столицы. Если же продлить перспективу до нынешних времен — сейчас бы Демидовский ботанический сад отлично вписался бы в концепцию Казанской набережной.
Но на рубеже веков в Туле появился еще один проект, который с трудом, с многолетними проволочками, но все же претворили в жизнь на этом месте — это здание «Большого шлема» нового Музея оружия.
Безусловно, бренд самого тульского оружия сильнее бренда его изготовителей. Тем более, что Демидовы владели заводами не только тут, но и за Уралом. То есть как бы не совсем «исконно тульские оружейники». Дальнейшие комментарии излишни. И не узнали бы мы никаких подробностей неосуществленного проекта «ботаников», не попади совершенно случайно, по словам сотрудников, оригинал документации в Тульский историко-архитектурный музей.
Автор: Копытов Игорь