Сердце Тулы: от глубины веков до ликов будущего
О сколько нам открытий чудных готовят сохранившиеся старые документы! В частности о том, как мог бы выглядеть центр Тулы. Причем, попытки перестроить его предпринимались еще с незапамятных времен. Об этом наша сегодняшняя публикация.
За несколько последних столетий с центром Тулы чего только не происходило — смена архитектурных стилей, уход в небытие деревянной застройки, перебежки скверов с места на место — но глобальные изменения случались лишь дважды — в Екатерининскую эпоху, когда были предприняты попытки ввести регулярный план, и в Советскую, когда был разработан пресловутый генплан 71 года.
Увы, две капитальные попытки гармонизации центра города так эту гармонию и не внесли в облик сердца Тулы.
Попытка номер раз
Итак, 1777 год. Время утверждения Тульского наместничества. Ну, а какие же перемены во власти и административных подходах без перемен в архитектуре? И они, как говорится в знаменитом фильме, воспоследовали.
Что на этот момент представляла собой Тула? Каменная крепость правильной прямоугольной формы, в которой сосредоточились административные здания и главный храм города. Вокруг крепости — торг. Еще шире — деревянный город с радиально разбегающимися в разные стороны улочками и улицами. Понятное дело, что самая путаница была максимально близко в кремлю.
Было решено — центр перестроить, обязательно создав городскую площадь и не где-нибудь, а на некотором расстоянии от кремля. Чтобы базар у каменных стен не мешал проводить парады. Буде таковые. А они предполагались.
Приобщение провинции к регулярной планировке было возложено на «Комиссию о каменном строении городов Санкт-Петербурга и Москвы». Однако проект переустройства города оружейников разрабатывался, скорее всего, в Калуге, где находилась резиденция наместника Тульского и Калужского М.Н. Кречетникова. Вероятно, при его деятельном участии.
От рядов до дворов
Согласно проекту, локализация центра города не менялась. Разве что вся Посадская сторона держалась теперь на линии Киевской дороги (сегодня — проспект Ленина). Административные здания, потенциально каменные, сохраняли свое положение в крепости, территорию которой предполагалось очистить от всего штатского. Торговая площадь расширялась вдвое. При этом гостиный двор для нужд транзитной и оптовой торговли, а также торговые ряды — для местной и розничной — должны были прикрывать с фланга главную городскую магистраль в значительном отдалении: двор — на месте нынешнего Дома правительства, ряды — напротив, через дорогу.
На самой границе города и предместья планировалось устройство еще одной площади, Хлебной — для торговли зерном. Она была задумана как развилка для трех улиц. При этом и без того очевидное главенство Киевской визуально обосновывалось ее ориентацией на вертикаль колокольни Успенского собора.
В июле 1779 года проект был доставлен в столицу, рассмотрен, порицаем и отвергнут. Главные претензии «Комиссии...» вызвало место новых торговых рядов, заметно вторгавшихся во владения Успенского девичьего монастыря.
Лучи развернулись
Лишь полвека спустя появился иной, столичный вариант застройки. В основном он следовал тульской задумке, однако центростремительная трехлучевая структура подверглась инверсии — три улицы устремлялись не к крепости, а от нее — дороги на Воронеж, Калугу и Киев.
Но повезло-таки хотя бы частично воплотиться в жизнь уже третьему проекту перепланировки Тулы, предположительно, от 1781 года — точная дата его создания не выяснена до сих пор. Согласно ему, новый административный центр выносился по Киевской дороге за три квартала от кремля, который, таким образом, сохранял теперь лишь сакральное значение.
При этом работы по реализации предыдущего плана уже вовсю велись: из крепости к тому моменту удалили все лишнее, на возникшую пустошь завезли бутовый камень для строительства присутственных мест. А тут — на тебе! — все перерешали. И вот в марте 1782 года заготовленные строительные материалы перевозятся на будущую административную площадь, а уже в мае происходит закладка здания наместнического правления.
Площадь или горка?
Из шести зданий, запланированных на новой площади, удалось построить только три: два — для присутственных мест, одно — для резиденции генерал-губернатора.
Все они сохранились в той или иной степени до нынешних времен — это Тульский областной суд (проспект Ленина, 45), Тульский областной колледж культуры и искусства (проспект Ленина, 36) и лицей № 1 (улица Пушкинская, 16). Возможно, завершению задуманного воспротивился сам рельеф — именно в этом месте главная улица Тулы имеет изрядный уклон, что, в общем-то, плохо совместимо с понятием площади — быть горизонтальной. Но тогда почему этот фактор не был принят к сведению в процессе проектирования? Этот вопрос, на который ответ вряд ли найдется.
Административной площади не получилось. Возле присутственных мест вскоре был разбит бульвар. А вот пустующий уже к тому времени кремль оказался почти идеальным местом для маршей и парадов.
Попытка номер два
Свершилась революция. Но Тула по-прежнему оставалась почти единственным в центре страны городом, где по-прежнему не было большой площади.
В 1927 году были снесены гостиный двор и Казанская церковь, а немногим позже Крестовоздвиженский храм. Так родилась площадь Челюскинцев. Но вскоре в ее центре появился памятник Труду и Обороне. Так что плацем для торжественных маршей она так и не стала.
Потом властям было не до архитектурных изысков — война, восстановление разрушенной экономики... Но вот подошел 1970-й год, и институт Гипрогор создал новый генеральный план Тулы. Он и предусматривал создание городской площади и Дома Советов.
Той самой площади, ради которой пришлось снести целый ряд не только старинных одно-двухэтажных домиков, но и трехэтажное здание Краеведческого музея.
Полсотни метров
Советской власти Первоначально Дом Советов планировался 14-этажным. Эдакой альтернативной доминантной точкой, которая должна была заменить оптическое восприятие сердца Тулы, лишенное кремлевской колокольни.
Однако проект был отклонен. Причем, как раз из-за кремля — никому толком не нужная в течение нескольких столетий крепость как раз к тому времени обрела статус памятника истории и культуры. 14 этажей его унижали. А вот восемь (включая цоколь), каре и верхний, нависающий ярус, напротив, вполне резонировали. В конечном итоге, сейчас мы наблюдаем именно такой вариант здания областной администрации.
Аллея вместо музейного квартала
Надо отдать должное, вариаций окружающей застройки было много. Предполагалось, в частности, снести даже Центральный детский универмаг, а на месте нынешних «поющих фонтанов» и по краю всей площади разместить на всю длину от улицы Менделеевской до Советской сплошное здание, которое прикрыло бы Успенскую церковь, скорее всего, от взглядов из окон градоначальников. При этом пятиэтажка «Красной коммуны» должна была вполне себе здравствовать на месте нынешнего ТЦ «Гостиный двор».
Судя по сохранившимся фотографиям деревянного макета проекта застройки центра Тулы — сам макет оставался «в живых» до совсем недавнего времени и исчез около десяти лет назад — улица Металлистов шла «под нож». Но, правда, ничего более интересного, нежели широкая проезжая часть с аллейкой вдоль заводского забора, не предлагалось.
По подобию «Интуриста»
Этому проекту обрести жизнь тоже было не суждено.
Все помнят на протяжении скольких лет самый центр украшал огромный пустырь в самом начале нечетной стороны проспекта Ленина, на месте снесенного в середине 80-х кинотеатра им. Бабякина. Сейчас там давно возвели торговый комплекс «Парадиз», благодаря которому город избавился от гигантской помойки, в которую пустырь, регулярно расчищаемый на субботниках, упорно превращали сами туляки.
Так вот, именно тут должна была «попирать небеса» 28-этажная гостиница, построенная по типу столичного «Интуриста» — с минимумом архитектурных излишеств, стекло и бетон.
Стала бы «свечка» украшением исторического центра Тулы? Сказать сложно. С учетом того, что здание нынешнего кукольного театра пришлось бы тоже сравнять с землей, равно как и еще ряд окружающих построек, возможно, и да.
Кстати, еще одна 16-этажная гостиница должна была бы появиться напротив педуниверситета в районе нынешнего рынка «Южный».
Остроугольный «утюг»
Думаю, большинство туляков все же знают, откуда произошло название одноименного торгового центра на пересечении улиц Советской, Энгельса и Демонстрации. Двухэтажного здания на этом месте уже давно нет, а вот «бренд» его сохранился до наших дней.
Впрочем, если бы воплотился еще бы один проект генплана 1971-го года по перестройке центра Тулы, то название бы мы это утратили.
На данном месте предполагалось возвести современный жилой дом по архитектурному решению напоминающий № 62 по проспекту Ленина. То есть без узкого выдающегося вперед угла. Ну, и без признаков сталинского ампира. Хотя бы потому, что высота его должна была достигать 16-этажей в центральной трети.
Возможно, по замыслу архитекторов Гипргора, таким образом вокруг Тульского кремля создавался своеобразный ряд башен-высоток (учитывая 16-этажку на Красноармейском проспекте), связывающих пространство центра в единый ансамбль.
Вместо заключения
Интересно, что попытки перестроить и улучшить сердце Тулы предпринимались (да и, думается, будут еще предприниматься) даже в последние годы. Только в меньших масштабах.
Так, приблизительно на рубеже веков, когда «под нож» пошла «Красная коммуна», предлагалось несколько вариантов оформления пространства между площадью и улицей Тургеневской. Существовал проект строительства тут крупнейшего в городе 7-этажного гостиничного комплекса с внутренним двориком, поглощавшим Успенскую церковь.
Проект, реализованный на самом деле, мы лицезреем ежедневно.
Фото аз архивов автора,
схемы: Тульский историко-архитектурный музей.
Автор: Копытов Игорь