Одоев – оплот Тульских засек и… родина слонов
Одоев - один из древнейших городов северо-восточной Руси, основанный задолго до появления Тульской Засечной черты, в наши дни превратившийся в провинциальную культурную Мекку региона.
А все благодаря сразу нескольким музеям, в том числе и частным, а еще неожиданным археологическим раскопкам. Но обо всем по порядку.
От времен древних…
Вообще, историки до сих пор спорят о времени основания Одоева. Кто и когда поселился на естественном возвышении между крутыми берегами полноводной тогда реки Упы и реки Хлевенки достоверно неизвестно.
Первое летописное упоминание Одоева связано с событиями 1380 года на Куликовом поле. Под древним Одоевом остановилось войско литовского князя Ягайло, двигавшееся на встречу со своим союзником Мамаем. Получив известие о поражении татар, литовцы убрались восвояси.
Был центром Одоевского княжества, принадлежал князьям Одоевским – потомкам новосильскиого князя Романа, который, спасаясь от монголо-татар, перешел жить в Одоев и основал династию удельных князей.
Больше века эта земля находится в центре столкновения интересов Руси, Литвы и Золотой Орды.
С 1407 года входил в состав Великого княжества Литовского. Весной 1492 года, в ходе русско-литовской войны между князьями Одоевскими разразился конфликт. Старший из князей - Федор Одоевский - владел половиной Одоева, Новосилем и служил Казимиру. Его три двоюродных брата - князья Иван Сухой, Василий Швиха и Петр – главенствовали над другой половиной Одоева и служили Ивану III. Воспользовавшись отъездом старшего брата, остальные захватили его половину одоевского удела. В результате, по «Вечному миру» 1494 года - договору между Литвой и Московским государством - Одоев официально отошел к Москве. А в 1562-1565 году (по разным источникам), после того как царь Иван Грозный разделил Русское государство на опричнину и земщину, город окончательно вошел в состав последней. А последний правящий князь Никита Романович Одоевский был замучен по его приказу.
Став служилым городом царя, Одоев был включен в оборонительную линию Большой засечной черты. Иван Грозный лично проверял состояние одоевской крепости. И именно в тот период истории, прикрывая Российское государство с юга, Одоев принимает на себя достаточно крупные набеги крымских татар на протяжении XVI- XVII веков. Да такие, что в некоторых случаях заканчивались весьма значительными повреждениями.
Понятное дело, каждый раз, крепость спешно восстанавливали. И ключевое слово здесь – спешно. В том же «Дозоре» 1645 года говорится: «В Одоеве город ветх, на городе и на башне верхов нет, мост городовой и обламы сгнили и в приход воинских людей к Одоеву по тому городовому мосту наряды устроить и колья и каменья наготовить и людям стоять нельзя… Острог в многих местах погнил, да около острога ров засорился и частник и надолбы сгнили. Да острожных две башни от рва вода подмыла...»
Тем не менее, роль форпоста на южных рубежах нашей страны Одоев выполнял до середины второй половины XVII века.
Когда границы Руси отодвинулись южнее, оборонительные сооружения стали окончательно ветшать, разрушаться, и к концу XVIII века сохранился только земляной вал. Остатки вала и еле приметные следы рва можно, напрягая воображение, заметить и сегодня - они отделяют современный город от места расположения древних крепостных сооружений.
Хорошая дорога?
Кстати, до сих пор остается загадкой и происхождение названия населенного пункта.
Так, существует весьма романтичная версия, согласно которой оно состоит из двух греческих слов: одос, что в переводе означает «дорога», и ев – «хорошо». Таким образом, в переводе название Одоев звучит, как «хорошая дорога».
Весьма возможно, поскольку в те далекие времена между Русью и Грецией - двумя христианскими православными государствами - существовала тесная связь. Многие русские священники знали греческий язык, богослужебные книги наши также были частично на греческом языке. Представители Русской церкви и Греческой часто ездили и на Русь, и в Византию, так что вполне вероятно, что, проезжая через эти земли, они отмечали действительно хорошее состояние дорог, проходящих по возвышенным местам, где было сухо, светло, отсутствовали резкие подъемы и спуски…
И снова Екатерина
В начале XVIII века Одоев числился городом Киевской губернии, потом – Смоленской, Московской, а с 10 сентября 1777 года - уездным городом Тульского наместничества (с 1796 года — Тульской губернии).
Согласно большой государственной реформе Екатерины II, в 1777 году появился герб Одоева. В указе отмечалось, что историческим наследием от Черниговского княжества должны стать элементы его собственного герба – в итоге на фоне красного поля черный одноглавый орел в когтях держит диагонально положенный золотой крест, а в верхней части есть золотое титло.
Двумя годами позже императрицей был подписан оригинальный вариант плана застройки Одоева, подготовленный Петербургской комиссией строений, который был искусно подчинен своеобразной топографии местности.
Надо отдать должное, и до сей поры застройка ведется «по мотивам» того плана.
До XIX века большая часть построек были деревянные, позже преимущественно каменные. Наряду с двухэтажными особняками наиболее состоятельных купцов появляются административные здания: уездное собрание, городская управы, тюрьма, женская гимназия. Многие из этих зданий сохранились до сих пор.
Позднее Одоев все-таки переходит в категорию городов купеческих, тем более, что «под боком» - судоходная Упа. В тот период расцвета торговли, при сравнительно небольшом населении - всего порядка 2000 человек – в городе было шесть постоялых дворов, которые заполнялись во время торгов и ярмарок. В такие дни в Одоеве устраивались кулачные бои, а на ипподроме – скачки рысаков.
Одоевское купечество имело суммарный оборот в миллион с лишком золотых рублей только в торговле хлебом, закупая его в Орловской губернии и сбывая в Калуге и Вязьме. Сало, воск, мед, щетину продавали в Туле, из Украины в Москву прогоняли ежемесячно до тысячи голов крупного скота. С промышленностью было скудновато - всего два кожевенных и три кирпичных завода.
Кстати, во все времена славился Одоев и своими садами. Они были и у каждого помещика и у многих крестьян. Существует придание, что сделанная из одоевских «антоновок» пастила подавалась на стол самому Ивану Грозному. Однако почетное кулинарное звание все-таки со временем досталось соседнему городку Белеву.
Духовное и культурное
История Одоева неотделима от истории православия. Опять же – отсюда и наиболее вероятная версия о происхождении названия.
В первой четверти XVI века в селе Анастасово в двух верстах от Одоева князьями Воротынскими был построен мужской монастырь Рождества Пресвятой Богородицы. Один из старейших в губернии и упраздненный в конце XVIII века.
К концу XIX века в Одоеве существовало шесть каменных церквей. Особенно знаменит был Воскресенский собор, заложенный, по преданию, одоевскими князьями, затем перестроенный в 1675 году и еще раз реконструированный и украшенный в 1834 году. Собор стоял посреди старого городища, и место это до сей поры носит название «Соборной горы», хотя, впрочем, об этом уже помнят только редкие старожилы, да и самого храма давно нет.
Немногим уступала храму Воскресения Христова Благовещенская церковь, основанная в XVII веке и перестроенная в 1775 году. Богоявленский, тоже древний храм, несколько раз менял свое местоположение, пока окончательно не был обустроен в 1794 году. Немалую известность имели Казанский и Преображенский храмы XVIII веков постройки.
В настоящее время сохранилась только одна церковь - действующий Свято-Троицкий храм, возведенный в 1839 году. Остальные уничтожены полностью или частично. Те самые первые храмы в городе по преданию были построены князьями Одоевскими и в них находились иконы, привезенные ими из Греции.
Сменив статус столицы удельного княжества на небольшой провинциальный уездный городок, Одоев сохраняет себя как культурный центр. Имен здесь в 1803 году открывается первое уездное училище для мальчиков, а 1832-м первая женская гимназия в Тульской губернии.
В 1842 году здесь, по инициативе местного дворянства, начинает работать любительский театр, сборы от спектаклей которого направлялись в помощь бедным жителям города и уезда. Сохранился он и после революции 1917 года, став почти профессиональным.
Глиняные воины…
Одоев в первую очередь ассоциируется у многих с Филимоновской игрушкой. Именно этот город и стал в свое время ее родиной. Официально промысел корнями уходит в гораздо более далекое прошлое, недели город-крепость служил форпостом Тульских засек.
- По оценкам специалистов-искусствоведов, данная игрушка появилась еще в языческие, дохристианские времена. Элементы росписи, свойственные ей, встречаются на посуде, в домовой резьбе, – говорит директор музея «Филимоновская игрушка», автор и руководитель проекта Сергей Кузнецов. – Можно предположить, что некоторые из них пошли от костюмов вятичей, селившихся по берегам рек в этих местах еще в XII веках… Для филимоновской игрушки характерны фигурки домашних и диких животных – все то, окружало обычных крестьян повседневно – лошади, коровы, свиньи, овцы, куры, гуси, а также из диких - волк и медведь.
Если говорить о человеческих образах - то это, прежде всего, барыня, а изначально, скорее всего, просто баба – символ хранительницы очага. При том зачастую совмещенный с другими символами – птицей (символом достатка и богатства), а также ребенком, символом продолжения рода.
Вторая фигура – это всадник. Чаще всего он встречается в греческой игрушке, испанской. Ибо всадник, с одной стороны, - символ солнца. С другой стороны, он всегда - защитник, воин. Таким образом, наличие людей, занимающих защитой русских рубежей от набегов в крепости Одоева, очевидно, наложило свой отпечаток на народный промысел.
…и реликтовые слоны
Ну, а теперь, наверное, о главной интриге: почему Одоев – родина слонов?
Именно на территории Одоевского района, по утверждениям местных историков-краеведов, был обнаружен зуб и бивень «первого российского слона». На данный момент их бережно хранит местный краеведческий музей.
Тут, правда, есть некое лукавство. В свое время местный купец Поликарпов собирал музейную комнату. Тогда бивни мамонтов свободно продавались на рынках. Поликарпов скупал интересный товар для коллекции. Факт того, что бивни именно Одоевского происхождения представляется несколько сомнительным.
Кстати
Тульский центральный парк, кстати, обязан своим появлением уездному врачу Петру Петровичу Белоусову - уроженцу Одоева.
Уроженка села Дубки Одоевского района Раиса Кершбаумер-Путята – потомок князя Д.В. Ухтомского, стала первой в России женщиной офтальмологом.
В Одоеве родился известный русский писатель Владимир Успенский.
Автор: Копытов Игорь