• Курсы валют:
      USD 107.18
      EUR 112.80
01.04.2019

К 500-летию Тульского кремля: Епифань — казачий форпост обороны страны

Никольский собор

 

Наполненная духом истории, миниатюрная и уютная ныне Епифань — еще один исторический город, входивший в состав Большой засечной черты, стоявший на страже Тулы и всего Московского государства в период крымско-татарским набегов. О его богатой истории «Центру 71» рассказал научный сотрудник отдела археологических исследований Государственного музея-заповедника «Куликово поле» Игорь Бурцев.

Создание цитадели

Епифань была основана в 1567 как деревянная крепость, походившая на треугольник. Дубовая цитадель была сильно удалена от сооружений Большой засечной черты, расположившись на левом берегу реки Дон, на землях и по велению князя Ивана Федоровича Мстиславского - двоюродного племянника князя Ивана Грозного. Одновременно со строительством крепости, за ее стенами выросли и восемь казачьих слобод.

Обороноспособность

Епифанский острог в 1567-1595 годах состоял из трех башен, соединявших три стены, которые были двойными. Наружная - была сделана в виде частокола из заостренных бревен высотой около 4 метров, внутренняя – в виде незаостренного забора высотой около 2 метров. Между стенами была засыпана земля.

Южная, въездная, башня имела высоту 30,24 метра и 7 боевых площадок (боев). Северо-восточная круглая (шестистенная) башня имела высоту 15 метров и 4 боя. Северо-западная круглая (шестистенная) башня имела высоту 17,28 метров и 5 боев. Главным оружием защитников крепости были пищали (огневое орудие — прим.авт.) - как ручные, так и крепостные, затинные, предназначенные для стрельбы со стен укрепления.

Казаков привлекали в Тулу

Город и его слободы были достаточно защищены как естественными преградами, так и возведенными искусственными сооружениями, и на протяжении почти 150 лет выдерживали все набеги, защищая кузницу русского оружия Тулу от крымских ханов.

- Епифань, наряду с Дедиловым, Крапивной, Ливнами, Данковым и другими, была одним из центров сторожевой и станичной службы, - подчеркнул Игорь Бурцев. - Казаки и дети боярские служили в станицах и сторожах на реках Дон, Непрядва, Сукромна, Уперта, Красивая Меча, Сосна, Битюг, Чернава, Воргол.

После того, как 300 казаков были поверстаны в дети боярские (так назывались люди из низшего дворянства, которые служили при боярах, под их попечением и надзором — прим.авт.), их стали привлекать к службе в полках – в Туле или в районе боевых действий.

Реконструкция Епифанского острога

 

Население и устройство

В городе было выстроено более 300 дворов как для постоянных жителей города, так и для населения, которое могло укрываться в городе от набегов («осадные дворы»), склады для хранения как боеприпасов, так и продовольствия, отведено место для торга, построена тюрьма.

Среди населения были: 86 пеших стрельцов, 41 конный стрелец, 8 затинщиков, 7 воротников. Больше всего было казаков – в восьми слободах (Рождественской, Голинской, Козловской, Олтабаевской, Поспеловской, Коробьинской, Шевыревской и Олешинской) жили порядка 500 человек. Именно отсюда берут свое начало корни донского казачества.

В слободах стояли церкви - Егория Стратотерпца, Николая Чудотворца, Пятницы, Архангела Михаила, Покрова Святой Богородицы, Рожества Христова. При них жили причты.

Не службой единой

Все местные жители несли военную службу. Стрельцы, затинщики и воротники - городовую. Казаки - сторожевую и станичную в Диком поле. Дети боярские служили либо в городе, либо в полках. Одновременно все они занимались сельским хозяйством, так как за военную службу получали землю, на которой жили и получали с нее доход.

Кроме того, в мирное время гарнизонная служба не была обременительна и оставляла время для занятий ремеслами и торговлей. Среди служилых людей были плотники, портные, сапожники, седельники (специалист по изготовлению седел — прим.авт.). Занятия торговлей и промыслами для служилых людей были особенно выгодны, так как они освобождались от государственных налогов.

Следовательно Епифань выполняла в XVII веке роль не только стратегического и административного центра района, но и являлась его торговым и промышленным центром.

Современная Епифань - это небольшой поселок в Кимовском районе Тульской области

 

Перерождение города

В 1609 году во время очередного набега крымских татар Епифанский уезд разорили. Враги почти полностью уничтожили села, деревни, починки и храмы. Уцелели лишь сам Епифанский острог и стрелецкие слободы с приходскими церквями. Население уезда было в основном перебито или угнано в плен.

К середине ХVII века угроза нападения врага на южные границы еще сохранялась, поэтому в 1679 году крепость вновь перестроили. В это же время соорудили Белгородский и Изюмский оборонительные рубежи, и Епифань, оказавшись внутри государства, постепенно потеряла свои функции.

В 1708 году Епифань была приписана к Московской губернии, в 1719 — к Тульской провинции той же губернии. В 1777 стала уездным городом Тульского наместничества, а с 1797 - Тульской губернии.

То, что осталось потомкам

Современная же Епифань - это небольшой поселок в Кимовском районе Тульской области. Население его составляет 2241 человек (по данным на 2010 год). Из исторических зданий здесь сохранились тридцатиметровый Никольский собор, построенный в 1810-1850 годах, Иоанно-Предтеченский храм 1802 года, а также Церковь Успения Пресвятой Богородицы на Федосеевском городище, возведенная в конце XVII - начале XVIII веков как монастырский собор.

В усадьбе мещан Байбаковых конца XIX - начала XX века теперь размещен Музей купеческого быта. В его стенах гостей знакомят с бытом жителей времен, когда Епифань была уездным городом.

Здешняя земля не раз становилась объектом для исследований археологов. Например, во время раскопок бывшей казачьей слободы у деревни Мельгуново было найдено множество пуль, ножей, сельхозинвентаря, монет и много другого.

Музей купеческого быта

 

КСТАТИ

Конопля на гербе

«Щит – поле серебряное с черною внизу землею, из которой вырастают три былины конопляные, показующие, что окружности сего города между прочими произведениями изобилуют в коноплях». Так звучит положение о гербе поселка Епифань.

Исторический символ был Высочайше утвержден 8 (19) марта 1778 года императрицей Екатериной II.

В Епифани – в городе и округе - конопля выращивалась в огромных количествах. Из нее делали полотно, веревку, масло.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В Историко-этнографическом музее в Епифани в подвале купеческой лавки представлена ступа, в которой когда-то толкли семена конопли, а потом из полученной массы отжимали масло. Конопляное масло – конопное, как его называли, - использовалось как в приготовлении пищи, так и для промышленных нужд.

Наиболее мягкие части стебля растения шли на изготовление нитей, из которых ткали полотно. В купеческой лавке в Епифани среди различных товаров можно увидеть рулон конопляной ткани.

Из стеблей конопли получали пеньку, которая хорошо продавалась и была востребована для изготовления канатов, широко используемые на кораблях Российского флота.

По сведениям из Памятной книжки 1912 года, в 1910 году в Тульской губернии коноплей было засеяно 18849 десятин земли, собрано 778 010 пудов семян и 424 772 пуда волокна.

Автор: Якушина Виктория

Комментарии для сайта Cackle