Спецоперация в Украине в разрезе интересов ведущих экономик мира
В современных условиях глобализма невозможно представить отсутствие причинно-следственной связи между теми или иными событиями, в особенности, если эти события затрагивают интересы ведущих экономик мира. То, что мы можем наблюдать сейчас следствие вышесказанного. Военно-экономический кризис на фоне боевых действий на территории Украины набирает обороты, и оценить его последствия для мировой цивилизации не возьмется ни один эксперт.
События такого масштаба не бывают беспочвенными, им предшествует весьма долгий процесс затрагивающий множество межгосударственных сфер, в котором каждый актор преследует собственные интересы, но не всегда может осмыслить конечный результат и возможные последствия, в особенности если начинается военный конфликт.
Мы не сможем, и не беремся давать какой-либо прогноз относительно последствий очередного противостояния Запада и Востока, единственное, что возможно – попытаться проанализировать причины произошедшего вооруженного противостояния в центре Европы.
Трезвая оценка геополитического расклада сил, обусловленного состоянием вооруженных сил и экономического потенциала противоборствующих сторон показывает, что Украина, самостоятельно не смогла бы решиться на открытую конфронтацию с Россией, даже при условии последующего вступления в войну армий НАТО, она не обладала достаточным военными и экономическими возможностями.
Таким образом любая попытка опровергнуть значительную военно-экономическую помощь Киеву со стороны Запада будет выглядеть абсурдно. Это подтверждается и открытыми источниками, на которые мы будем ссылаться в своем анализе.
Первое, на что стоит обратить внимание – это материалы брифинга по исследованиям военной помощи Украине в 2014-2021 годах, размещенные на сайте библиотеки Палаты общин Великобритании. Исследователям удалось достаточно подробно разобраться с мерами военно-экономической помощи Киеву, после кризиса 2014 года, а также механизмами реализации этих мер. Суммы, затраченные из бюджетов государств-членов НАТО, параллельно с военно-техническими поставками и подготовкой специалистов силового блока Украины позволили последней почувствовать себя более защищенной перед лицом соседа (Согласно заявлению советника по национальной безопасности Д. Салливана США выделили в 2021году 650 миллионов долларов на оказание оборонной помощи Украине).
Следующим источником ценной информации по финансированию Киева являются документы Конгресса США, также находящиеся в открытом доступе. Консолидированный закон об ассигнованиях содержит предусматривал выделение средств из бюджета США на оказание финансовой помощи в размере 137,5 миллионов долларов Киеву, в рамках ассигнования «Эксплуатации и технического обслуживания, общей обороны».
Отметим, что военно-техническая помощь предоставлялась на определенных условиях, в частности она не распространялась на отдельные воинские подразделения Украины, открыто демонстрирующие свою приверженность к неонацистским взглядам. Это же требование касалось и программам подготовки специалистов, реализуемых инструкторами НАТО.
Определенные политические деятели в США отдавали себе отчет в противоправной деятельности батальона «Азов», и понимали негативные последствия имиджу Америки может нанести информация о предоставлении радикалам вооружения и инструкторской помощи.
Однако условия, как показала действительность, носили декларативный характер, и не соблюдались сторонами. Подобный характер взаимоотношений был обоюдовыгодным, поскольку позволял нарастить сдерживающий потенциал Украины в противостоянии с Россией.
Уже этих перечислений достаточно, чтоб понять масштабы спонсирования Киева западными партнерами. Вернемся к тезису, обозначенному в начале статьи. Каждый актор преследует собственные интересы, но не всегда может осмыслить конечный результат и возможные последствия, в особенности если начинается военный конфликт. Можем предположить, что США и Украина не предполагали начала острой фазы конфликта, ожидая от Москвы определенных уступок, однако Россия оказалась загнанной в угол, и единственное, что ей оставалось – это первой нанести удар. Как следствие – мы получили военные действия с весьма непредсказуемым для Запада результатом.
Не менее опасным, помимо человеческих жертв, являются последствия экономического характера. Учитывая вполне успешное наступление российских войск, множество поставленных Украине средств вооружения и техники окажется в руках Москвы, что, вместе с военным поражением Украины обесценит все вложенные в нее средства западных налогоплательщиков.
Помимо этого, обоюдные санкционные ограничения Запада и России неминуемо спровоцируют новый экономический кризис, о котором уже говорит ряд финансовых институтов и экспертов. В этих условиях весьма недальновидной выглядит политика США и Европы по дальнейшему финансированию Украины, и поставки ей военной помощи.
Москва тоже несет значительные затраты, но они приходятся на финансирование собственной армии, что резко контрастирует с тем положением, в котором оказался западный блок. Введение пакета санкций заставило Россию обратить более пристальное внимание на азиатские рынки, в первую очередь это касается экспорта углеводородов.
Подобные шаги Кремля уже привели к резкому скачку цен на основные энергоресурсы, и это далеко не предел. Нам видится вполне очевидным ухудшение ситуации с топливом в Европе, США и Канаде, что с большой долей вероятности может вызвать волну недовольства налогоплательщиков, чьи средства были истрачены безвозвратно.
Таким образом мы подходим к главному выводу. Запад не рассчитал возможные последствия обострения украинского кризиса, понеся чувствительные потери средств вооружения и техники, потратив миллионы долларов из своего бюджета, которые пригодились бы ему сейчас, с учетом повышенной активности Китая на мировой арене.